Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)- это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка, возникает в детском возрасте, может наблюдаться и у взрослых, проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

Процессы, происходящие в нервной системе, основываются на двух взаимно противоположно механизмах: возбуждении и торможении.

Они должны быть сбалансированы, но так происходит не всегда, потому что  формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в целом формируется к 8 годам, но окончательно - только к 25. Поэтому именно у детей процессы возбуждения и торможения могут выходить из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. 

С годами мозг становится более зрелым, и симптоматика СДВГ становится менее выраженной или проходит совсем.

Проявления

Проявления синдрома в разных возрастных группах не отличаются, но есть особенности.

  • Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и во взрослом возрасте  этого заболевания не будет.
  • Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности (недостаток сосредоточенности и концентрации преобладает над двигательной гиперактивностью, которая проявляется в виде суетливости, избыточной жестикуляции).

У детей наиболее часто синдром диагностируется в 6-7 лет и протекает в виде повышенной активности, несобранности, снижения внимания. Такие дети испытывают сложности в общении, их не понимают из-за чрезмерного приставания или «глухоты». Из-за нехватки внимания они начинают вести себя еще более неадекватно, тем самым усугубляя свое положение. Таких детей сверстники стараются избегать. Но это, ни в коем случае, не показатель плохого воспитания.

Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.

У взрослых мы видим синдром с преимущественным дефицитом внимания, либо с преобладанием гиперактивности, либо смешанную форму.

Дети могут быть просто невнимательны, рассеяны и излишне активны, а порой могут страдать головными болями, заиканием, нарушением сна.

Признаки СДВГ

Невнимательность: из-за нее человек допускает ошибки, так как не способен удерживать внимание на деталях; «игнорирует» обращенную к нему речь; не доводит выполняемую работу до конца; часто теряет вещи; легко отвлекается.

Гиперактивность: невозможность усидеть на месте; человек много двигается, производя непроизвольные движения кистями рук (стопами); «ерзает»; не может сидеть тихо и заниматься чем-либо; бывает болтлив; отвечает на вопрос, не дослушав его; без разрешения берет чужие вещи.

Импульсивность: не задумываясь отвечает на вопросы; мешает другим, выкрикивая ответы; нетерпелив; пристает к окружающим.

Эти симптомы выражены, мешают работе, общению; наблюдаются и дома, и в других местах (на работе, в гостях и т.д.). Их замечают не только близкие, но и окружающие.

Причины возникновения

Причины возникновения данного заболевания

  • Чаще это отставание или искажение развития управляющих функций мозга. 
  • Большую, но не единственную роль, играет наследственность. 
  • Такие факторы, как неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания.
  • Инфекционные поражения или травмы головного мозга.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется тщательное обследование, включая оценку психологов и педагогов. 

Специально разработаны 2 группы диагностические критерии.

 Первая группа объединяет в себе симптомы невнимательности (невнимание к деталям, игнорирование заданий, частая потеря вещей, забывчивость, отвлекаемость, неорганизованность), вторая – гиперактивности и импульсивности (излишняя подвижность, автоматизм движений, беспокойство, болтливость, торопливость, назойливость). 

В каждой группе рассматривают не менее 9 симптомов.

Для достоверной диагностики необходимо выявить наличие 6 и более симптомов и признаков из одной или каждой группы. Кроме того, они должны проявляться более 6 месяцев, возникать при разных ситуациях, наблюдаться в возрасте до 12 лет, мешать на работе, в школе или дома.

 Но это условный подход. В каждом случае нужно ориентироваться индивидуально.

Если не лечить данное заболевание в детстве, то у взрослых оно может проявиться в виде тревожности, агрессивности, может перерасти в наркоманию и преступность.

Лечение

Необходим комплексный подход.

Обязательно привлекается нейропсихолог, который разработает специальный комплекс физических и умственных упражнений для формирования навыков самоконтроля. Психотерапевт проконсультирует, проведет тренинги для пациента и его семьи, поможет наладить общение между членами семьи или коллектива. Психолог поможет создать ситуацию, когда поощряются нужные навыки, научит управлять поведением.

Как показывают результаты многолетних исследований, вероятность нормализации симптомов наиболее высока при сочетании медикаментозного лечения и коррекции поведения.

Подбор лекарственных средств должен быть индивидуальным и эффективным, они назначаются врачом строго по рецепту, когда это необходимо.

Медикаментозные методы лечения СДВГ обычно состоят из применения психостимуляторов, уменьшающих проявления симптомов болезни. Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку, но имеют ряд побочных воздействий.

Используются также препараты ноотропного ряда. Их применение при СДВГ обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на внимание, память, речь. Эти препараты положительно действуют на обменные процессы в головном мозге и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем.

Диета, назначение витаминов группы В, магния (является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в нервных волокнах), использование антиоксидантов также показаны как дополнение к основному методу.

Развитию мозговой деятельности помогают магнитотерапия, физиотерапия, китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры, которые стимулируют выработку нейромедиаторов (эндорфины и холин). Они участвуют в регуляции физической и умственной активности, снижают частоту перепадов настроения, раздражительность, повышают настроение.

Иногда применяют новый немедицинский метод биологической обратной связи (БОС), который регистрирует показатели мозга и с помощью компьютерных игр поможет развить навыки саморегуляции путем тренировок. Этот способ рассматривают, скорее, как альтернативный.

Находят свое применение и инновационные методики - транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. 

Любое повторяемое занятие приведет к формированию новых навыков, улучшению мышечной координации, стимулируя ЦНС.

Выводы

СДВГ – распространенное хроническое неврологическое расстройство, которое наносит ущерб здоровью и требует интенсивного коррекционного вмешательства. Нужно искать новые пути лечения, которые отвечали бы запросам больных, поскольку все известные методы не дают эффективного результата.

Расскажите друзьям
Другие статьи по теме