Состояние представляет собой расстройство навыка чтения, при котором невозможно распознать буквы и понять смысл написанного текста. Почти всегда алексия сопровождается невозможностью говорить (афазия) и писать (аграфия). Термин применяется только по отношению к взрослым, у детей подобное расстройство называется дислексией. 

Характеристика заболевания

Об алексии говорят, когда взрослый человек «не узнает» написанные буквы и не может сложить из них слова. Другие названия – «зрительная афазия» и «словесная слепота». У каждого пациента алексия имеет индивидуальные особенности: некоторые не могут опознать только отдельные буквы, другие буквы узнают, но не могут собрать из них слово, третьи произносят написанные слова вслух, но не понимают и не могут пересказать их значение. По сути, речь идет о полном распаде навыка чтения, который был хорошо сформирован до заболевания. 

Расстройство описано и классифицировано относительно недавно, чуть более ста лет назад. Пальма первенства в изучении данного расстройства принадлежит неврологу из Франции Жюлю Дежерину, который определил часть головного мозга, при повреждении которой человек утрачивает навык чтения и понимания письменной речи (медиальная поверхность затылочной доли). 

Причины развития

Чтение имеет несколько составляющих: распознавание графем (написанных букв), составление лексем (последовательности буквенных символов), произнесении их (мысленно или вслух) и понимание смысла прочитанного. 

В этом процессе участвуют такие образования головного мозга:

  • затылочная кора – там находится зрительный анализатор;

  • височная кора – акустический анализатор;

  • участки теменной и лобной коры – речедвигательные центры. 

Основа любого неврологического расстройства – органическое повреждение участка головного мозга. 

Алексия – результат инсульта (разрыва сосудов), инфаркта (закупорки сосуда) или черепно-мозговой травмы. Расстройство чтения возникает при повреждении мозга, питаемого задней мозговой артерией. Это зрительная кора, расположенная в теменной области, и борозда мозолистого тела - место соединения правого и левого больших полушарий мозга. 

Кроме инфаркта и инсульта, зрительная кора и борозды мозолистого тела могут повреждаться при нейроинфекции, доброкачественных и злокачественных опухолях, нейрохирургических операциях, выполняемых для спасения жизни. 

Повреждаются части мозга, ответственные за понимание письменной речи, и при рассеянном склерозе, воздействии нейротропных ядов – сероуглерода и фосфорорганических соединений. Такое отравление характерно для техногенных катастроф. 

Детские формы (дислексия) имеют другую причину. Это внутриутробные инфекции, тяжелое кислородное голодание плода (гипоксия), травмы головы или шейного отдела позвоночника плода в родах. Дислексия – одно из проявлений детского аутизма и нарушений интеллекта. Причиной может быть и отсутствие контактов ребенка с говорящими людьми - синдром Маугли. 

Классификация

Существует несколько классификаций, с клинической точки зрения оптимальна топическая – по месту поражения:

  • оптическая – поражена кора затылочных долей; при этом пациент не распознает либо некоторые буквы, либо целые слова. Если повреждено только правое полушарие, то пациент не воспринимает левую часть текста, но своего дефекта не понимает;

  • слуховая – поражена височная доля; бывает только у правшей, пациент не может произнести ни букву, ни слово, хотя может выполнить написанную инструкцию;

  • кинестезическая моторная – повреждена постцентральная область коры левого полушария у правши; пациент частично понимает написанный текст, но не может разборчиво произнести слова. Речь пациента представляет собой набор нечленораздельных звуков;

  • кинетическая эфферентная – возникает при поражении зоны Брока, которая отвечает за моторную часть речи. Пациент может произносить отдельные слоги и короткие слова, но невозможна автоматическая речь, любая попытка говорить приводит к длительному, мучительному подбору слова или его части. 

Алексия редко бывает изолированной, сочетается с другими неврологическими расстройствами. 

Симптомы заболевания

Общение с пациентами, страдающими алексией, представляет большую сложность. Бывают такие варианты расстройства:

  • не распознает написанные буквы и цифры, не озвучивает их, но сам может написать;

  • путает похожие буквы – Т и Х, Щ и Ш;

  • не узнает одну и ту же букву, написанную разным шрифтом, не опознает строчные и заглавные;

  • иногда может прочесть слово, если оно написано крупными печатными буквами;

  • не может прочесть и понять фразу, написанную от руки;

  • не может прочесть то, что написал самостоятельно;

  • при попытке переписать текст перерисовывает букву как иероглиф, не понимая значения.

В легких случаях пациент может медленно читать по слогам, как малограмотный, угадывая следующее слово. Понимание устной речи не всегда успешно. Иногда речь пациента представляет набор нецензурных слов, причем это не зависит от исходного интеллектуального уровня. 

Диагностика

В диагностике обязательно участвуют три специалиста:

  • врач-невролог;

  • логопед;

  • нейропсихолог. 

Невролог проводит первичную топическую (относящуюся к определенному месту) диагностику. Для подтверждения своих предположений врач использует методы нейровизуализации, доступные в лечебном учреждении: МРТ, КТ, УЗИ сосудов головы и шеи, либо позитронно-эмиссионную томографию. По результатам обследования уточняется место поражения.

Логопед исследует устную и письменную речь, речевые автоматизмы, способность распознавать различные варианты написания букв и текстов. Специалист устанавливает возможность переписывания, написания под диктовку. 

Нейропсихолог исследует высшие корковые функции: память, мышление, восприятие, возможность ориентировки в пространстве.

Лечение

Терапевтические возможности у взрослых ограничены. Внимание уделяется заболеванию, приведшему к повреждению коры. При сосудистых катастрофах назначаются такие группы препаратов:

  • сосудистые;

  • антикоагулянты;

  • гипотензивные;

  • противоотечные;

  • улучшающие трофику.

При демиелинизирующих процессах назначаются глюкокортикоидные гормоны, интерфероны, иммуноглобулины. 

Нейроинфекции лечат противовирусными и антибактериальными средствами. 

При отравлениях назначают антидоты, при травме выполняют нейрохирургические операции. 

У детей при дислексии хорошие результаты дает микрополяризация (ТКМП) со стимуляцией зон Брока и Вернике (отвечает за смысловую нагрузку речи). Воздействие слабого тока (до 1 мА) стимулирует скрытые функциональные возможности растущего мозга ребенка. 

Профилактика и прогноз

У взрослых вернуть речь к доболезненному уровню почти никогда не удается. В лучшем случае пациент может читать текст по слогам, но для этого требуются длительные многолетние усилия. 

У детей сочетание микрополяризации, медикаментозной поддержки, логопедических занятий и развитие мелкой моторики приводит к положительному эффекту только при простой задержке развития экспрессивной речи. При аутизме и нарушениях интеллекта речь развивается, но значительно отстает и отличается от таковой у сверстников.

Специфической профилактики нет. Лучший способ избежать формирования алексии у взрослых – медикаментозное сдерживание артериальной гипертензии и атеросклероза, избегание травм. У детей основное значение имеет физиологическое протекание беременности и условия для нормального натального развития. 

 

Литература

1. Неврология. Национальное руководство/Под ред. Е.И.Гусева, А.Н.Коновалова, В.И.Скворцовой.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 

2. Гусев Е.И. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание. ГЭОТАР-Медиа, 2014.- 688с.

3. Клинические рекомендации. Неврология и нейрохирургия/Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б.Гехт.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

4. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Частная неврология..Учебное пособие для послевузовского образования.М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013

5. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — Поварова И. А.

 

6. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.

 

ИНФОРМАЦИЯ, ПРИВЕДЕННАЯ НА САЙТЕ, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ И НЕ ЗАМЕНЯЕТ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА