Под заиканием, или логоневрозом, понимают коммуникативное расстройство речи, которое проявляется в нарушение ее ритма, темпа и плавности. Заикание делает речь прерывистой и малопонятной, нарушает ритм ее течения. Чаще всего заикание начинается в детском возрасте. Около 5 – 10 % детей могут заикаться в течение определенного периода своей жизни. Примерно 75% из них выздоравливают от заикания самостоятельно. Однако, для оставшихся 25%, заикание может сохраняться как нарушение общения на протяжении всей жизни.

Симптомы и фазы заикания

Симптомы заикания могут значительно различаться в течение дня у одного и того же человека. Как правило, выступление перед группой людей или разговор по телефону может усилить заикание, в то время как пение, чтение, напротив, временно его уменьшает. К тому же симптомы заикания сильно различаются у разных людей, но могут включать:

  • Длинные паузы между словами;
  • Распев слов;
  • Задержки в произнесении фраз, длительный отдых между фразами;
  • Включение посторонних звуков;
  • Избегание зрительного контакта;
  • Судорожные, «нервные» движения;
  • Повторение звуков, слогов, слов.

Причины заикания

В настоящее время исследователи считают, что заикание вызывается сочетанием нескольких факторов, включая генетику, языковое развитие, окружающую среду, а также структуру и функции мозга. Вместе эти факторы могут повлиять на речь заикающегося человека.

  1. Генетическая предрасположенность. Семейный анамнез заикания показывает, что заикание передается в семье и находится под влиянием генетических факторов. Например, у детей, которые заикаются, часто есть заикающиеся родственники. Однояйцевые близнецы имеют больше схожих паттернов заикания, чем разнояйцевые близнецы. Известно, что заикание в 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.  При взрослении эти различия еще больше усиливаются.
  2. Помимо наследственности, к заиканию могут привести психические травмы и индивидуальные особенности центральной нервной системы, повреждения головного мозга, острый и хронический стресс.
  3. Эмоциональные факторы.  Их нельзя считать основной причиной заикания. Однако отрицательные эмоции могут создавать дополнительную когнитивную нагрузку на детей, которые заикаются в критический период языкового развития. Так чрезмерная строгость родителей и напряженная обстановка в семье могут стать причиной развития данного дефекта речи.

Виды заикания

Различают несколько видов заикания: 

  • Заикание, связанное с развитием – это самая распространенная его форма. Наблюдается у детей в возрасте от 3 до 8 лет и составляет более 80 % случаев заикания среди населения в целом. Почти 75% дошкольников с заиканием в процессе развития спонтанно выздоравливают в течение четырех лет.  
  • Нейрогенное заикание – развивается при непосредственном поражении нервной системы (черепно-мозговая травма, инсульт или другое повреждение головного мозга).
  • Психогенное заикание– причиной, чаще всего является психологическая травма. Головной мозг и периферические отделы нервной системы, 
    связанные с работой речевого аппарата, не имеют физиологических повреждений.
    Раньше все заикание считалось психогенным, вызванным эмоциональной травмой, но сегодня доказано,
    что психогенное заикание встречается достаточно редко.

Диагностика и лечение заикания

У детей в возрасте от 2 до 5 лет часто бывают периоды заикания. Для большинства детей это часть обучения речи. Родители всегда должны обращаться за профессиональной помощью к логопеду, если их ребенок начинает заикаться. Логопед определит, следует ли начать лечение немедленно или лучше подождать некоторое время, чтобы увидеть, произойдет ли естественное выздоровление.

Хотя в настоящее время нет лекарства от заикания, существует множество доступных методов лечения. Характер лечения будет отличаться в зависимости от возраста человека, целей общения и других факторов.

Для очень маленьких детей раннее лечение может предотвратить превращение заикания в проблему на всю жизнь. Определенные стратегии могут помочь детям научиться улучшать свою речь, развивая при этом позитивное отношение к общению. Некоторые исследователи рекомендуют каждые 3 месяца обследовать ребенка, чтобы определить, усиливается или уменьшается заикание. Лечение часто включает в себя обучение родителей способам помочь ребенку свободно говорить. Родителям может быть рекомендовано следующее:

  • Создайте непринужденную домашнюю обстановку, которая дает ребенку много возможностей для разговора. ;Это включает в себя выделение времени, чтобы поговорить друг с другом, особенно когда ребенок взволнован и ему есть что сказать.
  • Внимательно слушайте, когда ребенок говорит, и сосредоточьтесь на содержании сообщения, а не на том, как оно сказано, или на перебивании ребенка.
  • Говорите немного замедленно и расслабленно. Это может помочь уменьшить временное давление, которое может испытывать ребенок.
  • Внимательно слушайте, когда ребенок говорит, и ждите, пока он или она скажет предполагаемое слово. Не пытайтесь закончить предложения ребенка. Кроме того, помогите ребенку понять, что человек может успешно общаться даже при заикании.
  • Открыто и честно поговорите с ребенком о заикании, если он затронет эту тему. Сообщите ребенку, что некоторые сбои - это нормально.

Часто в лечении заикания может по надобиться работа с психотерапевтом, иначе ребенок может отдалиться от круга общения и семьи из-за своей особенности и зациклиться на своем отличии. Это во многих случаях приводит к логофобии –   навязчивой боязни перед собственной речью, и вылечить заикание становится гораздо труднее из-за ментальных барьеров. Занятия с психотерапевтом нужно проводить в присутствии родителей или близких, таким образом семья автоматически становится для ребенка «безопасной средой».

Проведение занятий с логопедом

Существует определенная система, которой, за исключением некоторых изменений, пользуется большинство логопедов. Сложность заданий постепенно повышается: сначала ребенка просят прочесть или в правильной последовательности изложить текст, затем постепенно предлагают внести разную эмоциональную окраску, сделать речь менее монотонной.

Часто используются методики концентрации на отдельных гласных, буквосочетаниях, фразах; многим пациентам помогает пропевание или медленное проговаривание особенно трудно дающихся участков речи. Сюда же входят упражнения для голосовых мышц, хороводы и подвижные игры. Такая терапия помогает ребенку соотнести речь и моторику, физические действия. Так как заикание часто сопровождается наличием судорожных реакций и движений, при его лечении используют разные практики вплоть до хороводов. Кроме того, на занятиях воспроизводят небольшие сценки из реальной жизни, чтобы у ребенка был готовый ответ или реакция на определенные реплики. Тогда он не почувствует себя застигнутым врасплох, столкнувшись с похожим диалогом.

Логопеды часто практикуют «домашние задания» - упражнения, которые ребенок сделает вне лечебного кабинета и под присмотром родителей. Доказано, что такая практика производит сильный психологический эффект: правильная речь без дефектов становится ментально доступной и не привязывается к определенным обстоятельствам и людям.

Помимо этого, в некоторых случаях и только при особых показаниях врача могут использоваться транквилизаторы в крайне низких дозах и спазмолитики. Однако, на настоящий момент, не существует лекарственных средств от заикания.

Расскажите друзьям