Человек обладает уникальной способностью приобретать новые навыки, при этом не забывая старых. В соответствие с этой идеей ученые разработали и экспериментально подтвердили новую математическую модель памяти - COntextual INference (COIN) [1], в соответствии с которой выявление мозгом существующего контекста является ключом к получению нового опыта. Новая модель описывает определенный механизм в головном мозге, который определяет существующий в данном моменте контекст. В соответствии с теорией, эти постоянно меняющиеся представления о контексте определяют, как использовать существующие воспоминания, и нужно ли формировать новые.
В соответствии с моделью COIN, головной мозг постоянно использует набор определенных двигательных воспоминаний, каждое из которых взаимосвязано с определенным контекстом, при котором было получено. Модель COIN в эксперименте показывала, что приобретенный навык может появиться вновь даже после того, как последующее обучение стерло его. Это явление называется спонтанным выздоровлением, и оно наблюдается не только при моторном обучении. К примеру, явление спонтанного выздоровления часто наблюдается в терапии посттравматического синдрома, когда контекст может стать причиной появления травматического воспоминания.
Традиционно спонтанное выздоровление объясняется двумя механизмами обучения:
-
Воспоминания, которые были приобретены быстро, так же быстро и исчезают.
-
Воспоминания, которые были усвоены медленно, также медленно забываются и, поэтому, могут появиться снова.
В соответствии с новой теорией предполагается, что существует единый механизм обучения. Поэтому те воспоминания, которые когда-то исчезли, могут быть возвращены с применением правильного триггера (верой в то, что контекст снова возникнет). Ученые подтвердили эту теорию в своей лаборатории с помощью серии различных экспериментов.
Результаты этого исследования могут помочь в разработке новых эффективных методов физиотерапии, которые помогут людям с травмами снова осознавать и использовать свое тело.
Литература
-
James Heald, Contextual inference underlies the learning of sensorimotor repertoires (N&V), Nature (2021). DOI: 10.1038/s41586-021-04129-3. www.nature.com/articles/s41586-021-04129-3