Поведение в социальных сетях, а именно стремление получить как можно больше лайков, следует шаблону «вознаграждения за обучение», считают учёные. Результаты научной работы были опубликованы в издании Nature Communications.
Ход эксперимента
Хотя использование социальных сетей считается тщательно изученным, всё ещё не ясно, что на самом деле заставляет пользователей взаимодействовать с другими людьми в онлайне, причём иногда с выраженной одержимостью. Чтобы изучить эти мотивы, ученые из Бостонского университета, Цюрихского университета и Каролинского института Швеции, сравнили поведение в соцсетях с известными механизмами работы мозга животных.
Для этого авторы проанализировали более миллиона сообщений от более чем 4000 пользователей Instagram и других сайтов. Учёные обнаружили, что люди размещают свои посты таким образом, чтобы максимально увеличить количество лайков. Поэтому они публикуют посты чаще в ответ на высокий процент лайков и реже, когда получают меньше лайков.
Затем исследователи использовали вычислительные модели, чтобы показать, что этот паттерн соответствует известным механизмам обучения с вознаграждением. Это давно устоявшееся психологическая концепция, согласно которой поведением можно управлять, а также закреплять его через вознаграждение.
Значение результатов
Анализ показал, что взаимодействие с социальными сетями обусловлено схожими принципами, которые побуждают животных (не относящихся к человеку, таких как крысы) выполнять определённые действия, чтобы получить еду.
«Оказывается, использование социальных сетей следует основным межвидовым принципам обучения с вознаграждением. Наши результаты помогут лучше понять, почему социальные сети доминируют в повседневной жизни многих людей. Также мы надеемся найти корни «проблемного» поведения в онлайне — например, чрезвычайной зависимости от Интернета», — объясняют авторы исследования.