Как чтение влияет на развитие мозга?

Наверняка все слышали утверждение о том, что чтение книг полезно для интеллекта. Действительно ли это так? На этот счет существует масса теорий.

Учеными из Королевского Колледжа (Лондон) и Эдинбургского университета был проведен эксперимент, в котором принимало участие 1890 пар однояйцевых близнецов разных возрастов, от 7 до 16 лет [1]. Результаты исследования показали, что ранний навык чтения благотворно влияет на уровень интеллекта ребенка. Дети, которых научили читать в более раннем возрасте, оказались более умными и интеллектуально развитыми, чем их брат или сестра-близнец, которых научили читать позже.

В Нью-Йоркском университете пришли к выводу, что прочтение коротких рассказов, преимущественно художественных, способно улучшить способность человека распознавать эмоции других людей [2]. Участники этого эксперимента были разделены на группы и пытались определить эмоции актеров по их выражению глаз после прочтения рассказов различных жанров. В группе, где участники читали художественные новеллы, результат был более точным.

Жанры книг, которые мы предпочитаем, также влияют на уровень грамотности человека. В исследовании, которое проводили для подтверждения этой теории, участвовали две группы. Одна группа читала классическую литературу, а вторая – популярные и незамысловатые статьи. Показатели грамотности у группы, в которой читали классику, были во много раз выше.

Итак, чтение всегда положительно влияет на мозг человека. Можно сказать, что чтение тренирует эмпатию, то есть способность чувствовать состояние другого человека, его эмоции, умение вставать на его позицию. Пытаясь понять и поставить себя на место персонажей из книги, человек повышает уровень эмпатии.

В процессе глубокого чтения, во время которого человек несколько часов проводит на удобном кресле с книгой, развивается способность сосредотачиваться и генерировать сложные, креативные идеи. Однако стоит отметить, что эти способности развиваются лишь тогда, когда человек часто практикует глубокое чтение.

Нельзя сказать, что чтение – это лишь способ наполнить мозг информацией. Чтение книг приносит для организма столько же пользы, сколько и физические упражнения.

Стоит отметить, что чтение вслух отличается от чтения «про себя» по многим факторам. При чтении вслух увеличивается концентрация именно на читаемом материале, который усваивается лучше и запоминается больше тонкостей сюжета книги. Чтение вслух способно помочь человеку справиться со стрессом и тревожностью, для развития дикции чтение вслух – самый мощный инструмент.

Чтение полезно не только для развития дикции и речи, но также и для формирования когнитивных способностей человека. Согласно исследованиям в области нейродегенеративных заболеваний, чтение вслух признано одним из самых доступных и простых способов профилактики деменции в старости. При деменции работа отдельных участков мозга постепенно замедляется, а во время чтения ум и сознание человека развиваются.

Сколько читают известные успешные люди?

Успешные предприниматели, имена которых сегодня часто на слуху, Уоррен Баффет, Илон Маск и Билл Гейтс, уделяют по несколько часов в день для чтения. В среднем они прочитывают около 100 книг в год. Для сравнения, опрос читающих россиян в 2020 году показал, что в среднем жители России успевают прочитать за год примерно 12-14 книг.

Как читать эффективно?

• Важно помнить: имеет значение далеко не количество прочитанной литературы, а именно осмысление и понимание прочитанного.

• Если вам нелегко зрительно воспринимать написанное, советуем попробовать слушать аудиокниги.

• Обсуждение прочитанной информации и применение ее на практике способствует формированию новых связей в мозгу.

• Иногда читайте стихи, их прочтение способствует повышению активности в разных отделах мозга. Это происходит из-за необычной структуры предложений и вымышленных слов.

• Помните, что чтение – мощный инструмент для саморазвития.

 

Литература.

 

  1. Ritchie SJ, Bates TC, Plomin R. Does learning to read improve intelligence? A longitudinal multivariate analysis in identical twins from age 7 to 16. Child Dev. 2015 Jan-Feb;86(1):23-36. doi: 10.1111/cdev.12272. Epub 2014 Jul 24. PMID: 25056688; PMCID: PMC4354297.

  2.  Mar R. A., Oatley K., Peterson J. B. Exploring the link between reading fiction and empathy: Ruling out individual differences and examining outcomes. – 2009.

0
Комментарии(0)
Статьи по теме:
Все статьи
ИНФОРМАЦИЯ, ПРИВЕДЕННАЯ НА САЙТЕ, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ И НЕ ЗАМЕНЯЕТ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА