Международная команда учёных выявила механизм, который улучшает память и способность к обучению. Раньше этот механизм был обнаружен в мозге мышей, а теперь его идентифицировали у человека. Результаты опубликованы на сайте Рурского университета (Германия) в марте 2021 года.
Как проходило исследование?
Учёные опирались на эксперимент, который проводили с участием пациентов, страдающих эпилепсией. Пациенты перемещались по квадратной дорожке в виртуальной реальности, и их просили вспомнить объекты, изображения которых появлялись на дорожке. В некоторых случаях участники контролировали свои перемещения. В других — шли по точно заданному маршруту.
Затем учёные изучили активность гиппокампа пациентов во время эксперимента и пришли к следующим выводам:
- У тех, кто мог контролировать свои перемещения, увеличились колебания тета-волн. Их генерирует гиппокамп — один из отделов мозга.
- В результате головной мозг последовательно — с разницей в миллисекунды — запустил два разных механизма. Первый отвечал за обработку информации. Второй — за её извлечение.
- Это способствовало улучшению памяти.
В чём значение открытия?
Исследование подтверждает, что способность самостоятельно принимать решения и контролировать процесс — ключевые факторы для запоминания информации. То есть, если принудить человека к обучению, оно будет менее эффективно.
Учёные полагают, что можно манипулировать колебаниями тета-волн, чтобы помочь пациентам справиться с неприятными воспоминания или, наоборот, усилить их. Это позволит разработать новые методы лечения нейродегенеративных заболеваний и посттравматического стрессового расстройства.